Samplitude Studio |
|
Выбор
оптимальной программы многоканальной записи на
жесткий диск - очень важный пункт при компоновке
настольной студии на основе персонального
компьютера. В этом вопросе не нужно мелочиться и
следует выбрать именно ту программу, которая
наиболее полно будет удовлетворять стоящим
перед вами задачам. Наибольший интерес
представляет программа Samplitude Studio, выпускаемая
германским отделением интернациональной фирмы
Sek'd America. Эта программа, существующая в настоящее
время в трех различных воплощениях - Samplitude Multimedia,
Samplitude Pro и Samplitude Studio на протяжении длительного
времени пользуется стабильной популярностью
среди музыкантов во всем мире, а с выпуском новой
версии Samplitude Studio 4.0 она уверенно заняла первые
места по продажам среди программ многоканальной
записи. И это, надо заметить, не случайность -
благодаря огромному количеству функций,
присущих программе, и потрясающему удобству и
простоте работы, Samplitude Studio намного опережает все
конкурирующие продукты, предлагая пользователю
полный набор средств, необходимых для обработки
и редактирования звукового материала. На рисунке приведен внешний вид интерфейса Samplitude с открытым новым проектом, состоящим из четырех пустых стерео дорожек. Такой проект открывается по умолчанию при запуске программы. От автоматического открытия нового проекта можно отказаться, сняв отметку у надписи Opens VIP and Record Window on program start, которая находится в меню File/Preferences/System . В этом же вспомогательном меню можно задать место расположения директорий, в которых будут храниться созданные с помощью Samplitude Studio аудиофайлы и определить время предварительного просмотра эффектов, применяемых для обработки фонограмм (Preview Time). Настройки в полях RAM Buffer, HD Buffer, VIP Buffer, Real Time Buffer, Buffer Number, HD Record Buffer необходимо регулировать в случае, когда вы испытываете проблемы при записи или воспроизведении аудиофайлов. Например, если записанные файлы имеют перерывы или сбои в звучании, нужно увеличить размер буферов записи, если же аналогичная ситуация происходит при воспроизведении одного или нескольких каналов, необходимо увеличить размер буферов воспроизведения. Путем настройки размеров буферов можно заставить Samplitude Studio нормально работать даже на медленных машинах. В меню File/Preferences находятся и другие средства настройки программы по вкусу пользователя. Так, например, проведя во вспомогательном окне : File/Preferences/Synchronization необходимые настройки, можно программно синхронизировать Samplitude Studio с MIDI-секвенсорами, например с Cakewalk. Для этого задайте в качестве MTC Output программный драйвер для синхронизации, например, Hubi's LoopBack, поставляемый в комплекте с Samplitude Studio, и поставьте отметку в находящимся рядом поле Active. В секвенсоре нужно будет поставить тот же драйвер в качестве MIDI-входа и настроить его на внешнюю синхронизацию. В такой конфигурации Samplitude Studio будет работать в режиме Master, а секвенсор - в режиме Slave. В меню File/Preferences/Edit Keyboard Shortcuts задаются соответствия между командами основного меню и комбинациями клавиш на клавиатуре. В окне File/Preferences/Undo Definitions определяется число уровней отмены совершенных операций редактирования, возможные значения - от одного до ста. В File/Preferences/Video Height задается размер окна для вывода AVI файлов, звуковые дорожки к которым также можно редактировать с помощью Samplitude. Цветовую гамму интерфейса программы можно изменить в File/Preferences/Colors. При наличии отметки у надписи File/Preferences/Enable Profiling в процессе воспроизведения в левом нижнем углу основного окна программы отображается степень загрузки главного процессора компьютера в процентах. Запись звука можно проводить или в уже открытом при старте программы проекте, или создать новый проект командой File/New Multitrack Project (VIP). В появившемся окне нужно будет определить количество записываемых дорожек, их тип (моно или стерео), имя проекта и единицы измерения длины файлов. В этом же окне можно поставить отметку у надписи Grid для графического отображения тактовых или временных линий. При выборе типа проекта лучше отдавать предпочтение многодорожечному проекту, состоящему из стерео каналов, так как в этом случае вы получаете возможность записывать на дорожки как стерео, так и моно файлы. При нажатии на кнопку ОК на экране появляется окно VIP-проекта с заданным количеством пока еще пустых дорожек. В дальнейшем дополнительные дорожки можно добавить командой Edit/Edit Tracks/Add Track(s). Число напротив буквы Р в окне VIP-проекта указывает текущую позицию курсора в выбранных вами единицах измерения, кнопка MultiCardMode активизирует режим, позволяющий использовать несколько записывающих или воспроизводящих устройств сразу, Samplitude Studio 4.0 поддерживает неограниченное их количество. Кнопка "?" открывает доступ к диалоговому окну Track Info , в котором вы можете определить имя дорожки в многоканальном проекте, выбрать устройство для записи и воспроизведения звука, задать имя файла, в который будет происходить запись, применить к звуку эффект Surround Sound и связать записываемые дорожки (Link), например, в случае записи стерео звука в два моно файла, лежащих на разных каналах. Нажатием на кнопку "M!" можно отключить воспроизведение соответствующего канала, а нажатием на "S" сделать его единственным звучащим. Кнопка "L" служит для запрещения таких операций редактирования объекта, как деление на части, изменение цвета и других. Нажав на "V" или "P", вы получаете доступ к режиму редактирования громкости или панорамы записанной дорожки соответственно. Ниже описанных кнопок находится индикатор уровня канала и слайдеры для управления громкостью и панорамой. С целью быстрого доступа к различным настройкам интерфейса Samplitude в самом низу окна VIP-проекта имеются восемь кнопок "S" и "Z". Нажимая кнопку "S" при нажатой клавише Shift вы сохраняете текущее значение масштаба, положение нижней линейки прокрутки и режим отображения элементов экрана, который настраивается в меню View/VIP Display Mode/Definition. Комбинация Shift+Z позволяет сохранить текущее значение масштаба. Более гибкие средства управления масштабом отображения объектов VIP-проекта доступны через кнопки, расположенные на нижней линейке инструментов основного окна программы. Для того, чтобы начать запись файла, необходимо нажать на кнопку "R1" на соответствующей дорожке или дорожках, если в системе установлено несколько записывающих устройств. При нажатии на "R1" правой кнопкой мыши индекс у буквы R циклически меняется, указывая на то, что меняются и выбранные устройства записи. Далее требуется нажать кнопку с красным кругом , находящуюся на панели инструментов под главным меню программы или на плавающей панели Transport (она вызывается командой Window/Transport Control. При этом на вашем экране появится окно записи Record Parameter. Здесь вы можете выбрать частоту сэмплирования записываемого файла, тип файла (моно или стерео), активация опции Monitor позволяет контролировать уровень сигнала во время записи файла. Отметка в поле Graphic File while Recording позволяет программе строить графический файл волны прямо в процессе записи; для того, чтобы слышать записанные ранее файлы в процессе записи нового, поставьте отметку в поле Playback while Recording. Нажимая кнопку MarkCursor1, во время записи можно ставить отметки на файле для последующего быстрого доступа к помеченным местам. Samplitude в своей работе может создавать три типа файлов с расширениями .HDP, .RAP и .VIP. HDP-файлы сразу записываются на жесткий диск, RAP-файлы хранятся на жестком диске, но во время записи и воспроизведения целиком грузятся в оперативную память компьютера - оба этих типа файлов являются обычными моно или стерео файлами. VIP-файлы состоят из HDP и RAP-файлов и представляют собой скомпонованные многодорожечные проекты. Поэтому в меню Record Parameter следует выбрать тип записываемого файла (HD или RAM) и поставить отметку Create VIP Object, что позволяет помещать записанный вами файл прямо на дорожку VIP-проекта. Для начала записи остается только нажать на Record и на Stop для ее окончания. Аналогично записываются все оставшиеся дорожки, причем на одну дорожку можно записывать несколько раз, запись каждый раз начинается с текущего положения курсора. Помимо описанного способа записи, в проект можно вставлять и уже готовые аудиофайлы. Для этого откройте файл командой File/Import Sample и, выделив на нем необходимый участок, перетащите его с помощью левой кнопки мыши на одну из дорожек VIP-проекта. Существует и более простой способ внедрения в проект *.wav-файлов: выделите левой кнопкой мыши на требуемой дорожке небольшой участок и выполните команду File/Open Project/Wave. Организовав, таким образом, все требуемые дорожки, можно приступать к их редактированию. Важно понять смысл виртуального проекта (VIP). Его объекты не являются физическими аудиофайлами, они представляют собой лишь ссылки на них, то есть указывают системе, в какой момент времени воспроизвести соответствующий участок хранящегося на диске аудиофайла. По этой причине как на одной, так и разных дорожках виртуального проекта могут находиться объекты, указывающие на один и тот же участок какого-либо звукового файла. Такая система представления аудиоданных обеспечивает непревзойденные удобства в работе, реализует принцип неразрушающего редактирования, когда все операции над объектами не приводят к каким-либо физическим изменениям записанных файлов, и значительно экономит место на жестком диске. Перед началом редактирования нажмите правую кнопку мыши где-нибудь на сером поле в VIP-проекта и поставьте отметку у надписи Right Mouse Button . Первое правило редактирования в Samplitude Studio заключается в том, что подлежащий редактированию объект нужно выделить правой кнопкой мыши, при этом на выделенном объекте появляются пять маленьких прямоугольников - по краям и по центру сверху . Если с помощью правой кнопки мыши потащить центральный верхний прямоугольник вниз, то графическая амплитуда объекта уменьшится, так же уменьшится и уровень громкости этого объекта. При перетаскивании крайних верхних прямоугольников в горизонтальном направлении реализуются такие часто используемые функции, как постепенное нарастание (Fade In) и затухание (Fade Out) громкости звука, причем тип изменения громкости (линейный, экспоненциальный, логарифмический) задается в меню Object/Object Editor, доступ к которому можно получить, одновременно нажав обе кнопки мыши на нужном объекте. Перетаскивание за нижние прямоугольники позволяет уменьшить или увеличить длительность звучания находящегося на дорожке объекта. Сами объекты можно с легкостью перетаскивать как по дорожке, так и с дорожки на дорожку с помощью правой кнопки мыши. При выполнении такой операции полезно нажать кнопку Snap , в этом случае при сближении двух объектов автоматически происходит полное их соединение. Можно также установить "прилипание" объектов не друг к другу, а к тактовой или временной сетке. Для того, чтобы объект "прилипал" к сетке не передним краем, а какой-либо специфической точкой, ее необходимо задать на активном объекте командой Object/Set Hotspot, при этом в месте расположения курсора появляется пунктирная линия. Параметры "прилипания", тактовый размер и темп музыки определяются в меню View/Snap Setup, а тактовая или временная сетка выводятся на экран монитора командой View/Show Grid. Единицы измерения задаются в меню View/Units of Measurement. Для удобства работы полезно придать разным объектам разные цвета и дать им свои имена. Это делается с помощью команд Object/Background Color, Object/Foreground Color и Object/Objectname . Все основные операции нелинейного монтажа звука нужно производить в VIP-проекте, так как физические аудиофайлы не будут при этом изменены. Для разделения любого из объектов на части его сначала необходимо сделать активным, щелкнув на нем правой кнопкой мыши, затем левой кнопкой поставить курсор в месте предполагаемого разделения и выполнить команду Object/Split Objects. Ненужный активный объект удаляется с дорожки нажатием комбинации клавиш Ctrl+Del. Сразу несколько объектов можно выделить, щелкая по ним правой кнопкой мыши при нажатой клавише Shift или захватив их в рамку левой кнопкой мыши в режиме Objects Mode. Выделив таким образом несколько объектов, вы можете выполнить команду Object/Group Objects , при этом все действия, которые вы будете применять к одному из сгруппированных объектов автоматически будут применяться и к остальным. Для снятия группировки нужно выполнить обратную операцию выполнением команды Object/Ungroup Objects. Такие функции, как копирование в буфер, вырезание и вставка доступны из меню Object/Cutting Objects. Samplitude Studio предоставляет очень сильные средства редактирования громкости и панорамы каждой дорожки. При нажатии на кнопки "V" и "P", находящиеся слева от каждой из дорожек, на экране появляются прямые линии, представляющие собой графические представления уровня громкости и панорамы записанного звукового материала. Общий уровень громкости дорожки можно регулировать слайдером, расположенным ниже указанных кнопок. Более гибкий способ регулирования громкости заключается в простом рисовании нужной амплитудной огибающей сигнала. Щелкните правой кнопкой мыши в пустом месте VIP-проекта и выберите из появившегося контекстного меню пункт Draw Volume, курсор мыши примет при этом форму карандаша. Теперь этим инструментом можно рисовать любые кривые, задавая, таким образом, требуемые изменения уровня громкости. Кривую громкости можно рисовать и не переходя в режим Draw Volume, для этого достаточно два раза щелкнуть правой кнопкой мыши в требуемом месте линии громкости и с помощью правой же кнопки перетащить в нужное место получившийся узел. Для отмены операций редактирования громкости дважды щелкните правой кнопкой на ненужном узле или, захватив ненужные узлы в рамку с помощью левой кнопки мыши в режиме Volume Mode, выполните команду Edit/Delete Volume Handle. При редактировании панорамы файла все действия аналогичны. Завершив все неразрушающие операции редактирования в VIP-проекте над одним или несколькими объектами, их можно "запереть", предохраняя от случайного сдвига и прочих нежелательных изменений. Объект "запирается" или "отпирается" командой Object/Lock Objects/Lock Objects и Object/Lock Objects/Unlock Objects соответственно, причем какие именно параметры объекта будут заперты, вы можете определить в меню Object/Lock Objects/Lock Definitions. Кроме описанных выше средств редактирования Samplitude Studio содержит больший набор эффектов, которые физически обрабатывают аудиофайл, ссылка на который в виде объекта находится в VIP-проекте. Эти эффекты находятся в разделе Effects основного меню программы. Для того, чтобы обработать нужный объект каким-либо эффектом, выделите его правой кнопкой мыши или щелкните на нем правой кнопкой два раза. Во втором случае на экране появится изображение физического аудиофайла с выделенной областью, соответствующей объекту VIP-проекта. Таким образом, остается только выбрать из меню Effects нужный алгоритм обработки и после просчета эффекта вернуться обратно в окно VIP-проекта, выбрав его имя в списке открытых файлов, который можно видеть в меню Window. Обратите внимание, что при редактировании физического аудиофайла изменяются и все объекты виртуального проекта, имеющие на него ссылки, а при редактировании объекта непосредственно в *.VIP изменяется только выделенный объект. Меню Effects содержит как стандартные эффекты для обработки аудиоматериала, так и такие, которые можно найти только в рассматриваемой программе. Большим достоинством Samplitude Studio является то, что большая часть его эффектов имеет режим предварительного просмотра в реальном времени, что существенно облегчает процесс настройки параметров, позволяя менять их непосредственно во время воспроизведения файла и моментально слышать изменения в звучании. Первая доступная функция из меню эффектов - Effects/Normalize (повышение уровня громкости участка звука до максимально возможного уровня) - работает в двух режимах: деструктивном (Normalize File (phys.)), при котором происходит пересчет физического аудиофайла и недеструктивном (Normalize Object (virt.)), работающем в реальном времени. Нормализацию в реальном времени следует проводить в VIP-проекте, не входя в окно, где находится физический файл. Следующая функция обработки - переключение каналов (Effects/Switch Channels) - позволяет менять местами левый и правый каналы. Трехполосный параметрический эквалайзер (Parametric Equalizer) (Рис.9) и пятиполосный графический (Graphic Equalizer) являются обязательными средствами обработки для любой уважающей себя программы обработки звука. При нажатии на кнопку Test все параметры эквалайзеров можно настраивать в реальном времени в процессе воспроизведения обрабатываемого файла. Кнопки FFT-3D и FFT вызывают на экран монитора соответственно трехмерную и двумерную картину спектра сигнала. Меню эффекта позволяет легко переключаться между тремя альтернативными настройками эквалайзера для сравнения получившихся результатов; понравившуюся настройку нажатием SaveSetup можно сохранить в отдельном файле для последующего ее вызова по команде LoadSetup. Самым же сильным
средством Samplitude Studio в области частотной
обработки является эффект Draw Filter/Spectrum. В нижней
части окна этого эффекта располагается
частотная характеристика обрабатываемого
сигнала, а в верхней - характеристика
прикладываемого к сигналу фильтра. Теперь, глядя
на характеристику сигнала, вы можете мышью
рисовать требуемую характеристику фильтра,
поднимая нужные частоты и убирая мешающие. И
этот, поистине потрясающий по удобству эффект
работает в реальном времени! Следующий очень интересный эффект, входящий в Samplitude, называется Room Simulator и вызывается он командой Effects/Room Simulator . С помощью этого средства обработки можно имитировать акустические условия различных помещений. В качестве исходного материала используется звуковой образец, записанный в том помещении, акустику которого требуется сымитировать. Как правило, это короткий отрывистый звук, например, громкий щелчок или выстрел. Этот звук используется эффектом в качестве характеристики помещения, на основе которой Samplitude Studio обрабатывает заданный файл. Кроме того, исходный щелчок можно пропустить через внешний звуковой процессор эффектов и записать его на выходе, снимая, таким образом, характеристику процессора для его последующего моделирования эффектом Room Simulator. В итоге мы имеем практически неограниченное количество различных типов реверберации и эффектов задержки, которые с успехом могут использоваться при обработки любого записанного вами звукового материала. В поле Impulse Resp выбирается звук щелчка, записанный в требуемом помещении, а дальнейшие настройки эффекта аналогичны типичным настройкам любого ревербератора. В рабочей директории программы Samplitude Studio уже содержится несколько записанных в различных помещениях сэмплов, которые вы можете использовать в работе. Room Simulator не работает в реальном времени, но имеет возможность предварительного просмотра получившегося результата с помощью кнопки Preview. Очень интересных результатов можно добиться с помощью эффекта Convolution, который позволяет промодулировать один звуковой файл другим. С помощью функции Declipping можно до определенной степени избавиться от искажений звука, возникающих в результате перегрузки аналогово-цифровых преобразователей при записи звука. Resample/Timestretching позволяет замедлять темп фонограммы без изменения его высоты, изменять высоту без изменения темпа или же изменять и темп и высоту, добиваясь эффекта, возникающего при ускорении или замедлении движения ленты в аналоговом магнитофоне. В последней версии Samplitude Studio появился также алгоритм восстановления записей, позволяющий избавиться от фонового шума. Для его реализации необходимо провести спектральный анализ шума, выделив участок фонограммы, содержащий только ненужные помехи и выполнив команду Effects/Get Noise Sample. Дальше, пользуясь функцией Noise Reduction, можно приступать к удалению шума, пользуясь полученными результатами анализа. Алгоритм шумоподавления, в отличие от многих других аудиоредакторов, работает в режиме реального времени. Samplitude содержит также такой часто используемый эффект, как задержка сигнала (Efects/Echo) и позволяет генерировать простейшие звуковые сигналы, которые можно использовать в качестве тестовых (Effects/Generator). Программа имеет и мощное средство для создания зацикленных участков сэмпла (loop), эта функция полезна тем, кто пользуется сэмплером и самостоятельно готовит для него звуки. Loop можно создать, выделив необходимый участок файла и выполнив команду Effects/Build Phisycal Loop . Программа в этом случае построит зацикленный участок с применением эффекта Crossfade, что позволяет создавать гладко звучащие сэмплы. Увидеть более подробную картину на участке "склейки" зацикленного участка и произвести точные настройки в процессе воспроизведения можно, выполнив команду Range/Split Range. Заметьте, что эффектами, находящимися в программе Samplitude Studio, можно обрабатывать не только файлы, из которых состоит VIP-проект, но и любой другой звуковой материал, который открывается в окне программы командой File/Import Sample. Самой сильной стороной Samplitude Studio является наличие в программе виртуального микшера . Панель микшера имеет столько каналов, сколько содержится в вашем виртуальном проекте, все каналы можно просмотреть, пользуясь нижней горизонтальной линейкой прокрутки. Каждый канал виртуального микшера содержит регуляторы уровня сигнала в виде вертикальных слайдеров, регулятор панорамы, ручки трехполосного эквалайзера, компрессор, ручку регулировк и эффекта эхо (задержки) и регуляторы уровня для посыла звука с соответствующей дорожки на внешние цепи обработки. Заметьте, что все эффекты и настройки микшера действуют в реальном времени, такая уникальная для современного программного обеспечения под PC технология позволяет вплотную приблизится к процессу сведения записанной фонограммы с использованием реального внешнего микшера. При наличии отметок в полях Auto Samplitude Studio запоминает движение всех ручек регулировки, которые вы производили в процессе сведения. Щелкнув правой кнопкой мыши на ручках эквалайзера, компрессора и задержки вы получите доступ к окну точной настройки соответствующего эффекта, причем все настройки, производимые в окне, также действуют на сигнал в реальном времени. Двойной щелчок левой кнопкой мыши по ручке регулировки приводит ее в первоначальное нулевое положение. Компрессор и эквалайзер присутствует в микшере также и в мастер секции, то есть эти эффекты действуют на общий выход уже смикшированных дорожек. Там же содержится и ручка контроля стереобазы сигнала. После окончательного сведения музыкального материала вы можете получить на выходе программы итоговый аудиофайл, включающий в себя все необходимые дорожки, просчитанные с учетом всех эффектов реального времени, используемых в виртуальном микшере. Для осуществления этой операции достаточно выделить участок проекта (участок может включать в себя как весь проект, так и любую его часть) и выполнить команду Tools/Track Bouncing, причем, те каналы, которые вы не хотите сбрасывать в один файл, можно просто заглушить нажатием кнопки "M1". Описанный способ слияния дорожек может применяться и в том случае, когда мощности процессора не хватает, чтобы справиться с большим количеством аудиоканалов - достаточно объединить несколько каналов в один и, получив HDP-файл, перетащить его в существующий проект, заменяя им уже ненужные дорожки, а освободившиеся таким образом ресурсы можно использовать для записи новых звуковых трэков. Для того, чтобы сократить место, занимаемое проектом на жестком диске, в Samplitude Studio предусмотрена возможность уничтожения всех неиспользованных сэмплов - это делается командой Tools/Remove unused samples. Для переноса проекта на другой компьютер или просто для архивирования выполните команду File/Save complete VIP to, при этом вы получите возможность сохранить все файлы, имеющие отношение к текущему проекту, в одну директорию. Среди прочих
многочисленных плюсов программы Samplitude Studio можно
упомянуть возможность импортирования и
экспортирования аудиофайлов в формате MPEG Audio,
считывание дорожек Audio CD по цифре с CD-ROM
дисководов, подключенных как по SCSI, так и по
EIDE-интерфейсу, возможность записи одновременно
нескольких дорожек с помощью разных
записывающих устройств, возможность записи
аудио CD прямо из программы, поддержка Microsoft
Intellimouse, интеграция с AVI-файлами.
|